Генерал Алексей Петрович Ермолов мужчина был непростой, откуда на него ни глянь. Семейная его жизнь тоже протекала нешаблонно. Церковным браком он женат не был. Однако во времена службы на Кавказе то ли дважды, то ли трижды по разным версиям был женат так называемым кебинным (то есть, временным, если упрощённо) браком на мусульманских девушках, дочерях местных аристократов, сначала на Сюйде, потом на Тотай, а затем, возможно, ещё на одной девушке. Тогдашнее гражданское законодательство такие вещи позволяло. Вроде есть сведения, что во всех случаях Ермолов надеялся своих жён окрестить, и венчаться уже по православному обряду, но так и не смог ни одну из них убедить. Видимо, проповедник из него был хуже, чем полководец. Были, говорят, и простые наложницы, но про них ничего конкретного неизвестно. Ну так вот. От этих браков прижил генерал сыновей "Виктора (от кумычки Сюйды), Севера и Клавдия (оба от Тотай) и Николая" - это цитата из Вики. Была ещё дочка Сопиат. Но что любопытно, Вики почему-то не упоминает ещё одного сына - Петра. По разным сведениям он был сыном то ли Тотай, то ли третьей, полумифической жены. Я чуть позже про него отдельно расскажу. От кого появился на свет Николай - и вовсе тёмная история. Вроде есть намёки на его дворовую девушку Марфу. Первый сын появился, когда Ермолову было сорок три, а последний - в пятьдесят девять лет. Все дети кроме Николая по рождению имели мусульманские имена, но позже были крещены, кроме дочки. Бахтияр стал Виктром, Умар - Клавдием, Аллах-Яр - Севером. Последние два имени - результат увлечения Ермолова древнеримской историей. Впрочем, тогда античные имена вообще были в моде, вспомните хоть Фемистоклюса и Алкида Маниловых.
Отцом Ермолов был вполне заботливым. Дочке, оставшейся на Кавказе и вышедшей там замуж за местного джигита, выплачивал ежегодно некоторую сумму. Сыновей после отставки забрал с собой в Россию, дал им образование и тоже помогал деньгами, да и письмами к командирам. Впрочем, командиров просил никаких незаслуженных преимуществ сыновьям не давать. Бывшей жене Тотай, которая после Ермолова вышла замуж за мусульманина, регулярно отправлялись деньги до самой смерти генерала. Сыновей своих Ермолов в письмах называл воспитанниками, поскольку в соответствии с нравами того времени считались они бастардами, и то, что отец от них не отказывался, ничего не значило. Поначалу они даже не носили фамилию Ермолова, а именовались Горскими. Затем один из великих князей разрешил дать им фамилию Ермолова. Но при этом числились они не дворянами, а второй гильдии купцами. Через некоторое время они получили дворянский статус, но не считались членами рода Ермоловых. И наконец, ещё через какое-то время царь утвердил их во всех правах. Все сыновья поступили в армию, все неплохо служили, выбились кто в генералы, кто в полковники.
Но есть, однако, одно исключение. Сын Пётр. С ним вышло нехорошо. Поначалу всё было как и у остальных, мальчика увезли в Россию, отдали учиться. Но то ли мальчик был ленив, то ли подхода к нему не нашли, но в учёбе он не продвинулся. И вот тут Ермолов сильно взъярился. Я нашел книжку, где приведены письма Ермолова своему сослуживцу. Он жалуется на сына и просит отправить его солдатом в знаменитый Тенгинский полк, чтобы тот набрался ума на войне. Примерно в те же времена в Тенгинский полк Николаем был отправлен Лермонтов. Причём царь строго велел держать поэта непосредственно во фронте, как тогда говорили. Некоторые историки считают, что это как раз потому, что служба именно в Тенгинском полку была очень опасна. Но это ещё полдела. А вот загадочно то, что сына своего генерал в письмах прямо обзывает животным, лишённым каких-либо человеческих чувств, и пишет, что смерть его не была бы для отца очень уж огорчительной. При этом, однако, упоминает, что способности у Петра есть, и что в учебном заведении, где он обучался, поведением его довольны. Вот только почему-то за четыре года он еле-еле прошёл программу двух. В общем, Петра отправляют служить примерно лет в шестнадцать. Папа время от времени пишет письма всё тому же сослуживцу, прося быть с парнем пожёстче. Хотя чин унтер-офицера для него всё-таки счёл нужным попросить. Но в остальном - никаких поблажек! Выслужится своим горбом в офицеры - хорошо. Погибнет - тоже неплохо. Ну и по прошествии некоторого времени Пётр погиб. Не знаю, почему-то жалко мне его. Впрочем, что на самом деле произошло между отцом и сыном теперь уже никто никогда не узнает. Возможно, нежелание учиться - только версия для внешнего мира, а на самом деле было что-то другое, более тяжкое. Но это всего лишь предположение.
На КДПВ - сыновья генерала Ермолова. В светлой черкеске вроде бы Пётр, но твёрдой уверенности нет, может быть это Николай.Ссылки:Здесь упомянут Николай, но нет ничего о Петре.Здесь наоборот, есть упоминание о Петре, но ничего не говорится про Николая.В этой и в этой книгах приведены письма Ермолова, в частности и о Петре.Ну и тут - буквально пара строчек о Николае.